Лазарчук Андрей & Успенский Михаил - Годзилла Вышел Не Из Моря
Андрей Лазарчук, Михаил Успенский
ГОДЗИЛЛА ВЫШЕЛ НЕ ИЗ МОРЯ...
первоапрельский прикол
В январе 1986 года в Минске проводилась неделя японского кино.
Демонстрировались фильмы всех жанров, в том числе скандально известная
"Легенда о Нарайяме", но особым успехом пользовалась очередная лента из
серии "Годзилла", повествующая о чудовищном радиоактивном ящере, вышедшем
из океанских глубин и с упорством, достойным лучшего применения,
разрушающем Токио. Многие потом считали, что именно демонстрация этого
фильма накаркала Чернобыльскую катастрофу...
Работников республиканского отдела культуры повергла в замешательство
просьба сценариста Ооно Норихиро, автора по крайней мере двух десятков
опусов о проклятом монстре, разыскать могилу одного уроженца здешних мест,
участника русско-японской войны 1904-1906 гг. Велик же был ужас японца,
когда ему предложили вместо посещения кладбища устроить личную встречу со
стошестилетним пасечником Алесем Рыгоровичем. Фамилия же пасечника была...
Вот в фамилии-то все и дело.
На государеву службу уроженец местечка Ошмяны, сын водовоза Рыгора,
пошел своей волей, заменив собой рано женившегося брата. Мечталось ему
попасть в лейб-гвардию, поглядеть на царское житье-бытье, но перерос: при
росте три аршина без вершка путь ему был только в артиллерию. Отслужив год
в гаубичной батарее капитана Синицына, молодой ефрейтор попал под суд за
порчу казенного имущества: на маневрах, вытаскивая орудие из канавы не за
сошники, как подобает по уставу, а за ствол, оный ствол погнул. За что и
был переброшен из Гродно на Дальний восток, где уже слышалось далекое эхо
грядущей канонады, и определен в Чимкентский ракетный дивизион.
Не удивляйтесь, читатель! На рубеже веков ракетные войска не только
имелись в России (как, впрочем, и в других европейских странах), но и
считались уже устаревшими. Свой расцвет они пережили во времена Крымской
войны и Туркестанских походов Скобелева и Гурко.
Русско-турецкая война за освобождение Балкан значительно
дискредитировала их, и под сокращение они не попали только из-за
консерватизма Военного министерства. Тогдашние ракеты в силу особенностей
конструкции представляли для обслуги опасность едва ли не большую, чем для
противника. Поэтому ракетный дивизион у артиллеристов был чем-то вроде
штрафбата.
И, подобно штрафным батальонам Великой Отечественной войны, ракетчики
начала века служили затычкой там, где войскам приходилось туго. А туго
приходилось почти всю войну.
Наряду с адмиралом Макаровым, художником Верещагиным, матросом
Чертковым, крейсером "Варяг" и походной кроватью генерала Куропаткина,
ефрейтор-ракетчик Алесь Гадзила стал одной из легенд русско-японской
войны. Взвалив на плечи два направляющих станка с восемью ракетами системы
Яковлева (одна ракета весила около пуда) на каждом, он появлялся перед
атакующими самураями в самых неожиданных местах. За ним, как хвост,
тянулась связка запальных шнуров, голову защищал медный водолазный шлем,
почерневший от копоти, а богатырский рев самого ефрейтора перекрывал даже
жуткий звук ракетного залпа.
Вездесущие японские шпионы, подвизавшиеся на ролях китайских прачек,
мелких торговцев и корейских маркитанток, вскоре выяснили, как зовут
ефрейтора, и теперь самураи получили возможность во время панического
бегства кричать не "банзай!", как обычно, а: "Годзилла!
Годзилла!!!". Искалеченные солдаты возвращались на родные острова и
рассказывали детям и внукам леденящие кровь истории о повадках и обычаях
страшн